Градостроительные тенденции XIX века
Назад к оглавлению
3. Градостроительные тенденции конца XIX – начала XX века.

3.5. Курортные города.

С темой «городов-садов» тесно соприкасается тема курортных городов, строительство которых в начале 20 века в России начинает интенсивно развиваться. В 1916-1917 годах появляется ряд проектов крупных курортных городов, авторы которых руководствовались необходимостью комплексного решения различных задач – от чисто художественных до хозяйственных, лечебных и транспортных. Один из таких проектов - проект курорта Ласпи в Крыму, на берегу Черного моря (1916, И.А. Фомин). Историческое значение курорта Ласпи заключалось в понимании города как единого целого, во всем многообразии его функций. В основу композиции курорта положено сочетание свободной, подчиненной природным условиям общей планировки с регулярным, подчеркнуто симметричным построением составляющих его ансамблей.

3.6.Строительство новых городов.

На юго-востоке России возводились новые города, которые в отличие от промышленных поселков, стихийно возникавших и стихийно развивавшихся, строились по специальным планам. В планах этих городов, появившихся в первые годы XX столетия, можно проследить новые принципы градостроительного искусства.
Проект города Дальнего (ныне Даолянь). Крупный незамерзающий порт на Тихом океане был построен Россией на полуострове Квантун как конечный пункт Китайско-Восточной железной дороги. Дальний строился как крупный промышленный и торговый центр. Проект Дальнего был составлен в 1899-1903 годах архитектором К.Г. Сколимовским, с учетом рельефа и климатических условий местности. Наряду с этим были и отрицательные моменты, связанные с социально-экономической и национальной политикой, проводившейся русским самодержавием. Весь город был резко разделен на две части: китайскую и европейскую. Для китайской части города (предназначенной для фабричного населения и кули) была отведена территория, отделенная от моря заводами, портовыми сооружениями и пресеченная железнодорожными путями. Ее планировка была намечена лишь в общих чертах. Основное внимание архитектора было сосредоточено на плане европейской части Дальнего, расположенной на более красивой и здоровой, прилегающей к морю территории. Эта часть делилась на «Коммерческую», «Гражданскую» и «Часть особняков». В проекте Дальнего архитектору удалось хорошо использовать сложный рельеф местности и органично связать город с окружающим пейзажем. Центральная часть города имела радиальную систему улиц, которая в холмистых участках переходила в более свободную. Систему разбивки на кварталы, конфигурация которых была увязана с рельефом местности. Низины, по климатическим данным менее подходившие для застройки их жилыми домами, были отведены под парки и сады. В проекте европейской части города удачно решились художественно-композиционные, функциональные, транспортные и санитарные задачи, связанные с постройкой крупного промышленного и портового города. Город тесно связан с рельефом местности и органично вписан в окружающий его пейзаж, удачно подчеркнуты архитектурные акценты и предусмотрены интересные точки зрения на наиболее значительные сооружения.


В начале XX века русская градостроительная мысль испытывала значительный подъем. В это время начинают определятся теоретические основы градостроительства, которые получили развитие в последующие десятилетия. Большое место в градостроительной теории того времени занимает жилищная проблема. Попытки ее решения находят свое отражение, с одной стороны, в организации различных кооперативных товариществ и домостроительных обществ по строительству дешевых зданий. А с другой стороны, в проектировании и строительстве пригородных поселков по типу городов-садов – поселений для того времени прогрессивных. Огромное внимание привлекают вопросы благоустройства городов и рациональной из планировки. Все большее значение приобретают архитектурно-художественные принципы композиции городской застройки. Разрабатываются и обосновываются различные композиционные приемы планировки городских улиц, площадей, кварталов – в зависимости от их назначения. Отвергается механическая прямоугольная планировка уличной сети; она строиться на сочетании принципов регулярной и свободной планировки, в зависимости от рельефа местности и других природных факторов.



Hosted by uCoz