Градостроительные тенденции XIX века. |
Назад к оглавлению | Вперед |
3. Градостроительные тенденции конца XIX – начала XX века.
3.1. Реконструкция городов. Петербург, Москва, другие города. Экономическое развитие приводит к относительному росту городского населения (в 1913 г. оно составило 17% от общего числа жителей). Количественный рост городов сопровождался резкой интенсификацией использования городских территорий; наиболее плотной становится застройка городских центров, где земля была особенно дорогой и где концентрируются деловые, торговые, общественные здания и престижное жилище. Неуправляемое развитие на протяжении почти полувека привело к резкому обострению проблем жизни города как функционального и социального целого. Ученые, архитекторы, муниципальные власти осознают необходимость радикальных мер по улучшению санитарно-гигиенических характеристик переуплотненных, тесно застроенных жилых территорий, особенно рабочих окраин, по организации движения транспорта, в том числе общественного (в эти годы на городских улицах появляется трамвай), по обеспечению города инженерными сетями. Одновременно становится очевидным и ущерб, который приносит стихийная урбанизация городу как художественно организованному целому. Впервые после долгих лет забвения была увидена и осознана ценность иерархически построенной, композиционно завершенной структуры классицистических российских городов. Родилось такое понятие, как «архитектурный ландшафт», подразумевающее единство пейзажа, архитектуры, бытовых деталей. Впервые возникло отношение к городу как к памятнику архитектуры, заслуживающему постоянного внимания и охраны. Петербург. Осознание этих проблем привело к появлению проектов крупных градостроительных реконструкций. Широкие проспекты и площади, скомпонованные по принципам симметрии и композиционного единства, обильно озелененные внутриквартальные пространства, цельные жилые комплексы и монументальные общественные здания — таким виделся современный Петербург авторам проектов преобразования столицы — Л. Бенуа, Ф. Енакиеву, М. Перетятковичу (1910). Все эти проекты остались нереализованными, но частичное урегулирование застройки Петербурга все же проводилось. Прокладывались новые улицы, упорядочивались и озеленялись пустыри в центре города, преобразовывались некоторые кварталы. Открытие нового Троицкого моста через Неву положило начало застройке Каменноостровского проспекта; он отличается от каменных коридоров предшествующей поры — фасадная застройка чередуется с площадями и открытыми зелеными пространствами. В застройке Петербурга преобладал все же индивидуальный подход, и многие новые здания вошли в противоречие с исторически сложившейся средой центра. Интересным градостроительным замыслом начала XX века был проект перепланировки острова Голодая, известный под названием «Новый Петербург» (1911-1912 гг., И.А. Фомин, с участием Ф.И. Лидваля). Проект перепланировки касался левой части острова между Смоленкой, Малой Невкой и Голодаевским переулком. В связи с тем, что эта местность подвержена сильным весенним наводнениям, по проекту предполагалось провести работы по поднятию участка на 8 футов, с устройством спуска-пандуса к остальной части Голодая. Проект Фомина был исполнен в значительной степени под влиянием градостроительных приемов классицизма – основу планировки нового района составляли три луча – главные улицы, направляющиеся от центральной полукруглой площади к морю. Въезд на площадь, являющийся продолжением Железнодорожной улицы, фланкирован двумя протяженными корпусами сложной конфигурации и подчеркнут аркадами. Закругленная часть площади должна была быть обстроена одинаковыми 5-этажными зданиями в классическом стиле, их предполагалось объединить мощными колоннадами, отмечающими начало трехлучия. Поперечная парковая улица соединяла центральную площадь с небольшой, засаженной зеленью уютной площадью у излучины Малой Невки, в центре кварталов. Планировка кварталов – частично регулярная, частично свободная, в зависимости от их местоположения. Застройка «Нового Петербурга» проводившаяся сначала очень деятельно, была оборвана войной 1914 года и больше не возобновлялась. Москва. Преобразование Москвы шло по пути строительства новых многоэтажных зданий, плотно заполняющих пространство между старыми дворянскими особняками на центральных улицах. Интенсивное строительство велось в Китай-городе, превратившемся в средоточие «деловой» московской жизни: здесь сложился своеобразный ансамбль громадных зданий, принадлежащих торговым корпорациям, страховым обществам, промышленным фирмам. Формируются привокзальные площади; рядом с Николаевским вокзалом, построенным в 1850-е годы, в начале XX в. были возведены еще два вокзала — Ярославский и Казанский; это характерный пример ансамбля, основанного на принципе стилевого контраста и свободного сочетания составляющих его зданий. Другие города. Проекты переустройства старых городов и реконструкции небольших отдельных частей городов, созданных в начале XX века зачастую носили случайный, эпизодический характер. Тяжелое положение сложилось с реконструкцией южных городов – главным образом городов Средней Азии. В 1880-х гг. Ташкент был соединен железной дорогой с Красноводском. Строительство этой дороги послужило толчком к появлению в среднеазиатских городах благоустроенных районов европейского типа. Одновременно были подвергнуты частичной реконструкции старые районы этих городов. Характерной чертой застройки новых районов и реконструкции старых было игнорирование местных климатических особенностей, национальных бытовых условий, а также исторически сложившихся архитектурных и планировочных приемов. Местные строительные материалы – кирпич и саман – при строительстве жилых домов были заменены деревом, доставляемым издалека по железной дороге или на лошадях. Эти дома, украшенные затейливыми деревянными крылечками и резными карнизами, покрывались к тому же железом, и в течение многих месяцев в них стояла невыносимая духота. |