Романтизм
назад в РаЗнЫе-РаЗнОсТи
Романтизм
Особый вид мировоззрения и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18—1-й половины 19 вв. Зародился в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры.
- отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" .
- стремление к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов.
- острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии".
- глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания.
- острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого в судьбах наций и народов, самой исторической действительности.
- создание символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, также воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов современности.
- осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности - торжество индивидуального вкуса, полная свобода творчества. Романтики придавали самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное.
- захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства.
- не был универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики).
- впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника.
- развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное собственными историческими условиями и национальными традициями.

Романтизм в России.
В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров:
- в живописи и графике переселившегося в Петербург А. 0. Орловского,
- в портретах О. А. Кипренского,
- отчастив работах В. А. Тропинина.
Существенное влияние романтизм оказал на формирование русского пейзажа - творчество Сильв. Ф. Щедрина, М. К. Воробьёва, М. И Лебедева; произведения молодого И. К. Айвазовского.
Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, Ф. П, Толстого: в то же время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов романтизма в русском искусстве.
В известной мере романтизм затронул живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова.

Hosted by uCoz