Романтизм |
назад в РаЗнЫе-РаЗнОсТи |
Романтизм
Особый вид мировоззрения и художественное направление в европейской и американской культуре конца 18—1-й половины 19 вв. Зародился в качестве реакции на рационализм и механицизм эстетики классицизма и философии Просвещения, стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. - отрицание утилитаризма современной действительности, принципов буржуазного практицизма, пессимистический взгляд на перспективы общественного развития, умонастроения "мировой скорби" . - стремление к гармонии миропорядка, духовной целостности личности, с тяготением к "бесконечному", с поисками новых, абсолютных и безусловных идеалов. - острый разлад между идеалами и гнетущей реальностью вызывал в сознании многих романтиков болезненно-фаталистическое или проникнутое негодованием чувство двоемирия, горькую насмешку над несоответствием мечты и действительности, возведённую в литературе и искусстве в принцип "романтической иронии". - глубочайший интерес к человеческой личности, понимаемой романтиками как единство индивидуальной внешней характерности и неповторимого внутреннего содержания. - острое ощущение характерного, самобытного, неповторимого в судьбах наций и народов, самой исторической действительности. - создание символических и одновременно жизненных, связанных с современной историей образов. Но и образы прошлого, почерпнутые из мифологии, древней и средневековой истории, также воплощались многими романтиками как отражение реальных конфликтов современности. - осознание творческой личности как субъекта художественной деятельности - торжество индивидуального вкуса, полная свобода творчества. Романтики придавали самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное. - захватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, философию, эстетику, филологию и другие гуманитарные науки, пластические искусства. - не был универсальным стилем, каким был классицизм. В отличие от последнего романтизм почти не имел государственных форм своего выражения (поэтому он не затронул существенным образом архитектуру, повлияв в основном на садово-парковую архитектуру, на зодчество малых форм и на направление так называемой псевдоготики). - впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизменённые и переосмысленные в отдельных странах (во Франции). При этом в рамках единого стилевого направления получила большую свободу развития индивидуальная манера художника. - развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркое национальное своеобразие, обусловленное собственными историческими условиями и национальными традициями. Романтизм в России. В России романтизм в разной степени проявился в творчестве многих мастеров: - в живописи и графике переселившегося в Петербург А. 0. Орловского, - в портретах О. А. Кипренского, - отчастив работах В. А. Тропинина. Существенное влияние романтизм оказал на формирование русского пейзажа - творчество Сильв. Ф. Щедрина, М. К. Воробьёва, М. И Лебедева; произведения молодого И. К. Айвазовского. Черты романтизма противоречиво сочетались с классицизмом в творчестве К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, Ф. П, Толстого: в то же время портреты Брюллова дают одно из наиболее ярких выражений принципов романтизма в русском искусстве. В известной мере романтизм затронул живопись П. А. Федотова и А. А. Иванова. |