Статья "Русский пейзаж" из книги В.Г. Власова "Стили в искусстве"
Назад в РаЗнЫе-РаЗнОсТи
РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ (франц. paysage от pays - местность, страна; см. русское искусство). Русское искусство исторически складывалось в особых, отличных от западноевропейских, географических условиях. В истории России, как отмечал В. Ключевский, всегда наблюдалось удивительное соответствие географии и культуры. Находясь между Востоком и Западом, эта страна «постоянно пыталась объять необъятное». Бескрайние просторы русской земли, отсутствие естественных границ отразились, пользуясь словами Н. Бердяева, в «особом строении пейзажа русской души», та же необъятность, широта и неоформленность. «На Западе тесно, - писал Бердяев,-все ограничено, все оформлено и распределено по категориям, все благоприятствует образованию и развитию цивилизации - и строение земли и строение души... Русскому народу нелегко давалось оформление, дар формы у русских людей невелик. У русского народа всегда была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы» (Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990, с. 8). П. Чаадаев говорил, что «у русского тысяча верст на лице».

Однако слабость формы в русском искусстве, что, в частности, объясняет относительно слабое развитие искусства скульптуры, возмещалась природным чувством пространства необъятного российского пейзажа. Русские художники легко узнаваемы по удивительно тонкому ощущению глубинных пространственных отношений, совершенно недоступных европейцу, видение которого воспитывалось в тесноте европейского ландшафта. Это обстоятельство сильнее всего проявилось в архитектуре и живописи. Композиция русской архитектуры всегда открыта в пространство. Каждая постройкаjбудь то церковь, колокольня, башня, дворец, изба или ансамбль монастыря, кремля немыслимы без окружающего их пейзажа. Их композиция развивается вширь с такой свободой и мощью, которая характерна именно для русского искусства. Вот почему И.Грабарь назвал Россию «страной зодчих».
В истории русской живописи также на первом месте всегда был «пейзаж русской души». В какой еще стране столько замечательных пейзажистов? Характерно также, что заимствование художественных форм, выработанных на Западе, всегда сопровождалось наполнением новым, несвойственным им прежде содержанием, чисто русским чувством пространства.

В качестве самостоятельного жанра изобразительного искусства пейзаж в России сформировался сравнительно поздно, лишь к середине ХУIII в. Первоначально он существовал в двух формах: декоративных панно и «ведут» (от итал. veduta -- вид местности, лат. videre -- видеть). Последние имели значение точной «съемки» И часто выполнялись с помощью камеры обскуры. С особенностями ведут связаны первые русские гравюры нового петербургского стиля А. Зубова, А. Ростовцева (см. петровская гравюра). Эта традиция развивалась в гравированных и раскрашенных от руки листах по рисункам М. Махаева, изображавших виды Петербурга, Ораниенбаума, Царского Села, Кускова. С таких гравюр писались картины маслом. Это делал, в частности, сам Махаев. Махаевские гравюры впервые в русском искусстве представляли единое, строго выверенное перспективное пространство.

Только в конце XVIII в. в картинах Ф. Алексеева, Ф. Матвеева, С. Щедрина получил развитие не рисованный, а живописный пейзаж. Но перспективные картины Алексеева слишком иллюзорны и оттого производят «мертвое», натуралистическое впечатление. От иллюзорности и прагматизма русский пейзаж спас Романтизм. В картинах А. Венецианова и его школы, прежде всего «основоположника венециановского пейзажа» Н. Крылова, - впервые в полную силу проявилось романтическое чувство русских пейзажистов. В дальнейшем эта традиция была блестяще развита в творчестве Ф. Васильева, А. Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана, В. Поленова, И. Остроухова.



Hosted by uCoz