Развитие русской пейзажной живописи в 19 веке. На основе экспозиции ГРМ.
Репродукции к статье Назад
1. Начало 19 века – 1840-е гг.

1.1. Истоки - классицистический пейзаж

Алексеев Ф.Я, 1753-1824, зал № 14 – «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» 1799 г. - классицистический пейзаж («ведута», четкое разграничение планов, лирический характер, условность цвета, холодная гамма, тени черные)

Щедрин С.Ф. 1791— 1830 , Зал 16
Ранний период - изображал Петербург, разрабатывая темы городского петербургского пейзажа. Пейзаж классицизма, насыщенный историческими, архитектурными и природными достопримечательностями.
«Вид с Петровского острова в Петербурге» 1816 г.
Условный колорит и классическая композиция с резким разделением пространства на планы
Итальянский период с 1818 г. –
Ранние римские работы - (влияние неаполитанской школы, «ведута» – видовой городской пейзаж: естественные, простые виды в лирико-романтической трактовке)
Условная теплая (коричневая) гамма, в композиции пейзажей нет цельности, они фрагментарны
«Колизей» 1822 г. - изучение архитектурных форм и пропорций, передача характерного цвета и фактуры древнего камня.
«Набережная Мерджеллина в Неаполе» 1827 г. – цвет неба не влияет на предметы , небо, море – в холодной гамме, набережная, дома, люди, предметы – в теплой охристой
Задача - создание портрета местности - освоение воздушной перспективы приводит к новой колористической гамме – более холодной.
«На веранде» 1829 г. – итальянский пейзаж, созерцательность, свет холодный, тени теплые, но не цветные, передача характера влажной среды, человек в гармоничном сосуществовании с природой

1.2. Венецианов и венециановцы . Истоки – духовные традиции древнерусской живописи

Венецианов А.Г. 1780—1847, зал 17
Работа с натуры, поэтическое восприятие естественного облика русской природы. Пейзаж занимает важное место в бытовой картине – гармония сосуществования человека и природы – они единое целое – разрабатываются темы деревенского пейзажа – духовный облик простого человека в слитности с природой, которая есть источник нравственности и красоты.
«Гумно», 1822—1823
«Спящий пастушок», 1823—1826
Пристальное изучение натуры, линейная перспектива, естественное распределение светотени. Элементы разработки световоздушной среды – результат наблюдения натуры. Природа – национальна, изображение характерных мотивов среднерусского сельского пейзажа.
Венециановцы - зал 17 Содержание живописи — внимательное, любовное и очень поэтическое изображение современной им русской жизни и русской сельской природы. Камерность – небольшой размер картин.
Сорока Г.В. 1823—1864 (пейзаж+бытовой жанр – тема человека и природы – бытийственность человека в природе, созерцание человеком природы, но не взаимодействие)
«Рыбаки», «Вид на плотину» , 1840-е гг.
«Вид озера Молдино в «Островках» имении Милюкова, кон 1840-х – начало 1850-х
Обощенность, пластическая четкость объемов, простота цветовых отношений. Неподвижность природы, спокойные застылые фигуры – тишина, застылые фигуры крестьян, их сдержанные, замедленные движения согласуются с тишиной окружающего пейзажа
Крылов Н.С. 1802—1831,
«Зима» («Зимний пейзаж»), 1827 - одна из первых «зим» в русской живописи. Несколько наивно, но очень близко к натуре передал особенности сельской природы зимней поры: реку, скованную льдом, серо-синие тени под заснеженным высоким берегом, голые перелески.

2. 1850-е гг. – начало 1870–х гг.

2.1. Развитие в русле романтической традиции (Академия)
Воробьев М.Н., его ученик Лебедев М.И. – романтическое мироощущение родной природы. Айвазовский И.К., Лагорио Л.Ф.

Айвазовский К.А., 1817-1900, Зал 15
Ранний период 40-60 е гг. – влияние Воробьева, С. Щедрина, Клода Лоррена. Передача безграничности морских просторов, изменчивости неба. Работа с натуры (писал главным образом с натуры, а в мастерской лишь заканчивал начатое). Морские сюжеты, видовые, баталии, исторические, а также – степи. Романтические влияния – необычные состояния – бури, восходы, закаты.
Поиск синтетического образа, эпический морской пейзаж, передача глубины,
С 1846 г. – работал в мастерской без предварительных этюдов.
«Вид Константинополя при лунном освещении», 1846 г. – романтический контраст света и силуэтов, чернота ночи – невозможно такой сюжет написать с натуры.
«Девятый вал» 1850 г. – мощь морской стихии, яркий свет, изменчивость красок, яркость цвета, пространство, разнообразие цветовых отношений. Тема столкновения человека со стихией.

2.2. Развитие нового типа национального реалистического пейзажа приобретающего самостоятельную ценность Саврасов А.К., Каменев Л.Л., Клодт М.К., Васильев Ф.А., Шишкин И.И.

Саврасов А.К., 1830-1897, Зал № 22
Передача характера национального пейзажа, поэтичность, лирический пейзаж. Тонкое эмоциональное восприятие, возвышенность обыденного пейзажа переданного сквозь призму личного переживания. Живое наблюдение с натуры, рефлексы. Пристальное внимание к простым природным объектам, гармоническое слияние природы и человека.
«Радуга», 1875 г. – красота в будничном, неприметном, личный восторг превращает обыденный мотив в лирическую картину, передача световоздушной среды – цвета в пейзаже соответствуют состоянию природы (после дождя - яркость зелени, свежесть, все остальное – спокойное), интимность.
«Разлив Волги под Ярославлем», 1871 г. – величественное зрелище, обобщенный эпический образ природы, поэтичность русской весны, простор волжского пейзажа. Тема - человек и стихия – лодка, деревня вдали. Свет холодный – тени теплые – цвет предметов соответствует цвету неба, состоянию среды.
Каменев Л,Л, 1833-1886, Зал 24 - продолжение линии начатой Саврасовым, интимное, лиричное чувство, различные аспекты восприятия природы, позже – лирико-эпический характер.
«Вид из окрестностей села Поречье», 1869
«Ручей»
Клодт М.К., 1832-1902 - развитие эпического пейзажа, основанного не на личном восприятии, а на изучении ее характерных особенностей, «рассказ» о жизни природы. Вдумчивое изучение природы родной страны.
«Стадо коров» 1870
«Полдень» 1870, «Стадо у реки в полдень» 1869,– исчезают мотивы тоскливого бездорожья, хмурой зимней дороги – большее внимание к жизнеутверждающим проблемам, встает задача создания пейзажа-картины, дающей целостный и многогранный образ родной страны.
«На пашне» 1971 – светотень рельефно лепит первый план, необозримая ширь пространства – резкий контраст в планах. Кренстьянка и огромное поле – единый эпический образ. Цельность композиции – в гармонии теплых и холодных тонов. Сочетание пейзажа с элементами жанра.

2.3. Отдельные завоевания в пейзажном жанре - Александр Иванов «Явление Христа народу» 1836-1855, Зал № 15 – фиксация качеств ландшафта, хоровое начало – люди объединены общим началом в природе. Природа – средиземноморская, пленерная живопись, появляются рефлексы, тени – цветные.

3. 1870-е – 1780 – е гг.

Углубление поисков в области колорита, световоздушной среды, новых приемов живописного изображения. Две линии развития:

3.1. Эпический пейзаж (ведущий тип):

Шишкин И.И., 1832-1898, Зал 27
Создание синтетического образа родной, национальной природы, принципиальная реалистическая установка, жесткость исполнения, чрезмерная выписанность деталей (преобладание рисунка и тональной живописи). Цвет предметов собственный. Колорит звучный и чистый, использование дополнительных тонов, иногда ньюансы близких тонов+ фактура.
«Вид в окрестностях Дюссельдорфа», 1865 – максимально точное и подробное изображение, создание собирательного, типического образа через обстоятельное, верное до мельчайших подробностей рассказа о жизни леса.
«Лесная глушь» 1872 – цельнгость зрительного впечатления, единство общего тона.
«Сныть-трава» (Парголово) 1882, этюд – работа с натуры
«Дубы» 1887 – точность рисунка, мельчайшие детали, ньюансы близких цветов, оттенки, световоздушная среда, тени не цветные.
«Корабельная роща близ Елабуги» 1898 – эпическая мощь, богатырский дух природы, передача широкого пространства и яркого солнечного света, единый монументальный план не развитый в глубину.

3.2. Лирический пейзаж:
Васильев Ф.А. 1850-1873, Зал 28
- продолжение линии Саврасова – поэтическое претворение скромных мотивов повседневной жизни русской деревни в традициях национального пейзажа. Работы сочиненные, на основе натуры. Внимание к цвету преобладает над вниамнием к форме. Рефлексы – цвет неба соответсвует цвету предметов. Картина-пейзаж. Поэзия и натуральность исполнения.
«Деревня», 1869 –обобщение «жизни без прикрас», тема человека и природы. Атмосфера тишины и покоя.
«Вид на Волге. Барки» 1870 – состояние торжественности, утро на реке после ночной грозы. Бурлацкая трапеза – тема -гармония человека и природы.

3.3. Куинджи А.И. 1840-1910, залы 40-41
Синтетический образ национальной природы. Декоративность, создание пейзажа-картины, поиск композиции на основе предварительных этюдов, эскизов. Окрашивание предметов в разных состояниях – абсолютное изменение цвета предметов.
«Ночь на Днепре» 1880 – трудноуловимое состояние природы с цветовыми эффектами, сочетание цветовых пятен, построение планов, романтический символ природы.
«Солнечные пятна на инее» («Иней») 1876-1890 – романтичные мотивы, контраст солнечного света и тени, театральность, иллюзия пространства цветовые пятна и лучи света, рефлексы, эпичность
«Дубы» 1900-1905, «Облако», «Закат в степи» «Ночное» 19051908 – обощенно-декоративная трактовка природы, стилизация, светотеневые эффекты

3.4. Поленов В.Д. 1844 - 1927, зал 31
Включение персонажей в природный подиум. Рефлексов нет, собственный цвет предметов, преобладание рисунка, монументальность единого плана . Решение задач пленера в жанрово-пейзажных работах, пленерные этюды. Поэтичность, лирический пейзаж, чистота красок, тонкая передача свето-воздушной среды. Единение действующих лиц с природой, возвышенная красота и чистота мира природы сливаются с мироощущением человека.Изменение характера освещения, состояния атмосферы, влияющего на звучание цвета, цветовые отношения несколько сильнее натуры, декоративная красочность природы Востока, работая с натуры избегал детализации, живописная манеры в этюдах широкая и обощенная.
«В парке. Местечко Вель в Нормандии» 1874 – поиск цветовых отношений и гармонизация целого на холсте, романтический пейзаж.
«Христос и грешница» 1888 – пейзаж с храмом – контраст толпе и созвучие Христу с учениками, этюды с натуры в Палестине, спокойная, гармоничная природа, ощущение мира и покоя. Созерцательность, расположенность к тихой беседе, попытка соединить академическую традицию (кулисное деление пространства) и пленер, четкость уменьшается с удалением.

4. Конец 1880-1990-х гг.

Содержание – многообразная гамма переживаний, которые способно вызвать у человека созерцание природы. Новый этап постиждения действительности – пейзаж настроения. Передача различных состяний природы неотделимы от выражения навеянных ими эмоций, соотношение объективного и субъективного в гармоническом равновесии. Создание собирательных образов природы, размышления философского порядка.

Левитан И.И. 1860-1900, зал 44
- художественное постижение природы, синтез всех достижений предшествующего периода (19в), создание пейзажа-картины, лаконизм, цельность, состояние предстояния, эпичность, пейзаж настроения, цвет – показатель качества, пленерная живопись, цельность, глубина пространства, отсутствие детализации, атмосфера, передача формы цветом (а не свето-тенью), многоцветная живопись, психологический аспект композиции. Пейзаж – выражение многообразия переживаний человека.
«Золотая осень. Слободка» 1889 – грустное чувство уходящего летнего тепла, пейзаж простой деревенский – обыденный, красота пейзажа выражена сложной многоцветовой живописью.
«Сумерки. Луна» 1889 – пезаж настроения, не конкретный мотив, а передача состояния засыпающей природы, нет деталей. Небо и вода прописаны почти одинаковыми цветовыми плоскостями, деревья и трава обозначены цветом – задача определяет выбор живописных средств.
«Озеро» («Русь»)1899-1900 - синтетический образ родной страны, сочетание живописных приемов станковой картины с обощенностью монументального полотна, размер (148х205). Героическое, эпическое звучание пейзажа-картины. Сочиненный образ на основе многочисленных этюдов и зарисовок. Возвышенность в простоте. Размах, ширь. Синие, зеленовато-коричневы, лиловые тона. Природа одухотворена поэзией сокровенных чувств человека, невидимое присутствие человека. Лаконичная композиция, обощенная трактовка форм. Движение облаков – мгновенное состояние природы.

Те же тенденции :Дубовской Н.Н. 1859-1918 зал 46 – «Притихло», 1890



Hosted by uCoz