Классицизм (вообще и в русском искусстве)
Классицизм

Художественный стиль в европейском искусстве 17—начала 19 вв.
- одна из важнейших черт - обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону (продолжение традиции Возрождения -преклонение перед античными идеалами гармонии и меры, вера в мощь человеческого разума).
- классицизм был также своеобразной антитезой традиции Возрождения - так как с утратой ренессансной гармонии, единства чувства и разума была утрачена и тенденция эстетического переживания мира как гармоничного целого.
- понятия «общество» и «личность», «человек» и «природа», «стихия» и «сознание», в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими.
- в 17 в. классицизм, развивавшийся в остро-полемическом взаимодействии с барокко, лишь во французской художественной культуре сложился в целостную стилевую систему. В 18 в. классицизм стал общеевропейским стилем.
- в основе эстетики классицизма - принципы рационализма, обусловили взгляд на художественные произведения как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Эстетической ценностью в классицизме обладает лишь непреходящее, неподвластное времени.
- огромное значение общественной функции искусства - новые этические нормы, формирующие образ героев классицизма: стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей — долгу, разуму, верховным интересам общества, законам мироздания.
- ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы, определила нормативность требований эстетики классицизма, регламентацию художественных правил, строгую иерархию жанров — от "высоких" (исторический, мифологический, религиозный) до "низких", или "малых" (пейзаж, портрет, натюрморт); каждый жанр имел строгие содержательные границы и чёткие формальные признаки.

Классицизм 17 века.
Архитектура классицизма.
- логичность планировки и геометризм объёмной формы.
- постоянное обращение к наследию античной архитектуры - не только использование отдельных мотивов и элементов, но и постижение общих законов её архитектоники.
- основа архитурного языка классицизма - ордер, в пропорциях и формах более близкий к античности, чем в зодчестве предыдущих эпох; в постройках он употребляется таким образом, что не затемняет общую структуру сооружения, но становится её тонким и сдержанным аккомпанементом.
Интерьер классицизма.
- ясность пространственных членений, мягкость цветов.
- широко используются в монументально-декоративной живописи перспективные эффекты, но принципиально отъединялось пространство иллюзорное от реального.
Градостротельство классицизма.
- градостроительство классицизма 17 в., генетически связанное с принципами Возрождения и барокко, активно развивало концепции "идеального города", создало свой тип резиденции (Версаль).
- во 2-й пол. 18 в. новые приёмы планировки, предусматривающие органичное соединение городской застройки с элементами природы, создание открытых площадей, пространственно сливающихся с улицей или набережной.
- тонкость лаконичного декора, целесообразность форм, неразрывная связь с природой присущи постройкам (преимущественно загородным дворцам и виллам) представителей палладианства 18—нач. 19 вв.
Скульптура классицизма.
- чёткая разграниченность планов в скульптуре.
- пластика, как правило, рассчитана на фиксированную точку зрения, отличается сглаженностью форм.
- момент движения в позах фигур обычно не нарушает их пластичной замкнутости и спокойной статуарности.
Живопись классицизма.
- основные элементы формы — линия и светотень (особенно в позднем классицизме, когда живопись порой тяготеет к монохромности, а графика — к чистой линеарности);
- локальный цвет чётко выявляет предметы и пейзажные планы (коричневый — для ближнего, зелёный — для среднего, голубой — для дальнего планов), что приближает пространственную композицию живописного произведения к композиции сценической площадки.


Классицизм 18 века.
В середине 18 в. принципы классицизма преобразовывались в духе эстетики Просвещения.
- обращение к "естественности" выдвигало требование конструктивной оправданности ордерных элементов композиции, в интерьере — разработки гибкой планировки комфортабельного жилого дома.
- идеальным окружением дома становилась пейзажная среда "английского" парка.
- определились новые архитектурные типы: изысканно-интимный особняк, парадное общественное здание, открытая городская площадь.
- гражданский пафос и лиричность сочетались в пластике, в мифологической живописи, декоративных пейзажах.
- конец века - в архитектуре стремление к суровой простоте, смелые поиски монументального геометризма новой, безордерной архитектуры.
- для поздней фазы классицизма — ампира – характерны: в живописи - мужественный драматизм исторических и портретных образах (революционеры), ж. вырождается в официально-апологетическое или сентиментально-эротическое салонное искусство; в архитектуре - нарастает пышная репрезентативность.


Классицизм в России.
Расцвет русского классицизма относится к последней трети 18—1-й трети 19 вв., но уже в начале 18 в. отмечено творческим обращением (в архитектуре Петербурга) к градостроительному опыту французского классицизма 17 в. (принцип симметрично-осевых планировочных систем). Русский классицизм - этап, небывалый для России по размаху, расцвета русской светской культуры.

Архитектура.

Ранний русский классицизм в архитектуре (1760—70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо.

Зодчие зрелой поры классицизма (1770— 90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов. Искусство ансамбля в загородных парковых усадьбах — крупный национальный вклад русского классицизма в мировую художественную культуру. В усадебном строительстве возник русский вариант палладианства (Н. А. Львов), сложился новый тип камерного дворца (Ч. Камерон, Дж. Кваренги}.

Особенность русского классицизма в архитектуре — небывалый масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регулярные планы более 400 городов, формировались ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и др. городов; практика "регулирования" городских планов, как правило, преемственно сочетала принципы классицизма с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города.
Рубеж 18—19 вв. - крупнейшие градостроительные достижения в обеих столицах. Сложился грандиозный ансамбль центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ж. Тома де Гомон, позже К. И. Росси). На иных градостроительных началах формировалась "классическая Москва", застраивавшаяся в период её восстановления и реконструкции после пожара 1812 небольшими особняками с уютными интерьерами. Начала регулярности здесь были последовательно подчинены общей живописной свободе пространственной структуры города. Виднейшие зодчие позднего московского классицизма — Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев.

Скульптура.
В изобразительном искусстве развитие русского классицизма тесно связано с петербургской Академией Художеств (основана в 1757). Скульптура русского классицизма представлена "героической" монументально-декоративной пластикой, составляющей тонко продуманный синтез с ампирной архитектурой, исполненными гражданского пафоса памятниками, элегически-просветлёнными надгробиями, станковой пластикой (И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновскии, С. С. Пименов, И. И. Теребенёв).

Живопись.
Русский классицизм в живописи наиболее ярко проявился в произведениях исторического и мифологического жанров (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмое, И. А. Акимов, А. И. Иванов, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев, ранний А. А. Иванов). Некоторые черты классицизма присущи также тонкопсихологическим скульптурным портретам Ф. И. Шубина, в живописи — портретам Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, пейзажам Ф. М. Матвеева.

ДПИ.
В декоративно-прикладном искусстве русского классицизма выделяются художественная лепка и резьба в архитектуре, изделия из бронзы, чугунное литьё, фарфор, хрусталь, мебель, штофные ткани и пр.

Со 2-й трети 19 в. для изобразительного искусства русского классицизма всё более характерным становится бездушный, надуманный академический схематизм - так называемый "упадок", присущий каждому яркому периоду в искусстве.

Hosted by uCoz