Русская ландшафтная архитектура
назад в РаЗнЫе-РаЗнОсТи
Русская ландшафтная архитектура

Древнерусская ландшафтная архитектура.
- в Древней Руси укреплялись только города, вместо замков, как в средневековой Европе, стояли усадьбы, окруженные сельскохозяйственными угодьями.
- русский город строился на противопоставлении яркой полихромности построек природному окружению любого времени года. Взаимоотношение город- природный ландшафт было активным, природа входила активной составной частью и в город и в монастырь.
- сад являлся непременной частью русского города, как и белокаменная златоглавая церковь, пестрота каменных палат, узорная резьба деревянных теремов.
- во время пожаров вместе с городами исчезали и сады, на сегодняшний день о них известно немногое, восстановить облик этих садов сейчас невозможно.
- есть свидетельства о существовании в 12 веке садов в княжеских и боярских усадьбах (у. Юрия Долгорукого в Киеве за Днепром, у. Андрея Боголюбского под Владимиром).
- монастырские сады были и хозяйственными и декоративными, занимали до трети территории внутри стен монастыря. Обязательным был пруд, где разводили рыбу.
- сады богатых усадеб существовали уже в 12 веке в Киеве и Владимимре.
- есть свидетельства о существовании в 11 в. яблоневого сада Киево-Печерского монастыря.

Русская ландшафтная архитектура 16 – 17 вв.
-Памятников ландшафтной архитектуры 16 в. практически не сохранилось. О них известно из скупых описаний, из редких рисунков и чертежей.
- Москва – сады в Кремле, «государев сад» напротив Кремля на другом берегу Москвы-реки. Все они были хозяйственными, плодовыми. Кремлевские сады были небольшими. Верхний и Нижний Набережные сады лежали на искусственных террасах перед южным фасадом дворца. В них размешались плодовые и декоративные деревья и кустарники, водоемы, фонтаны, беседки. «Висячие сады» («верховые») находились на террасах верхних этажей дворцовых зданий над каменными сводами нижних помещений. Поверх сводов укладывался для гидроизоляции листовой свинец, на него слоем до 1 метра насыпалась земля.
- декоративные или увеселительные «красные» сады появились в 17 веке при царских дворцах в Измайлове, Коломенском. Они представляют собой самобытное русское явление – усадебную культуру.
- Русская усадьба состояла из комплекса построек различного назначения, окруженного хозяйственными и декоративными садами. В число построек входил господский дом, церковь, многочисленные хозяйственные постройки различного назначения. Усадьба была развитой хозяйственной единицей и чаще всего законченным архитектурным ансамблем.
- В сельской местности усадьба была центром сельскохозяйственного района с деревнями, пашнями, выпасами, лугами, лесами, реками и озерами. Феномен русской усадьбы заключался в том, что она стала уникальным центром развития национальной культуры России.
- Ландшафтная композиция Коломенского формировалась вокруг церкви Вознесения. Гармоничная постановка храма в пейзаже. Храм господствует над широко раскинувшейся поймой реки, его построили перед дворцом, в 200-250 м от него. Каким был дворец в 16 веке и когда он возник впервые неизвестно. Аллея 500-600-летних дубов свидетельствует о древности царской усадьбы и садов при ней. Сады Коломенского известны по чертежам 18 века. Центральное место в усадьбе занимал дворец, построенный в 1660-е гг., впоследствии разобранный. Ансамбль дворцовых построек с каменными воротами и церквами протянулся с востока от Москвы-реки к западу. Его фланкировали обширные плодовые сады Вознесенский и Казанский, носившие регулярный характер. О существовании декоративных, прогулочных фрагментов этих садов свидетельствуют древние дубы, солнечные часы находившиеся вблизи дворца. Контрастом к плодовым и декоративным садам с высокой зеленью был зеленый луг на склонах реки, где стоял храм Вознесения.
- в 17 веке происходило становление и формирование развитого типа городской и сельской усадьбы. Шло постепенное накопление опыта возведения каменных жилых зданий, вытеснявших в городах традиционные деревянные. Появлялись новые элементы садов в виде регулярных, четкой геометрической формы цветников, водоемов, фонтанов.
- Сады Измайлова возникли в конце 17 века. Впервые в планах того времени достоверно зафиксировали регулярные сады, в которых «универсальные», декоративные функции сочетались с утилитарным их использованием. О разнообразии садов свидетельствуют их названия: Виноградный, Аптекарский, Просянский, лабиринт Вавилон и др. Круглый Аптекарский сад имел диаметр 280 м. Его план сформирован циркульными и радиальными дорожками. Просянский сад – в его основе система квадратов, засаженных просом, льном, горохом и др. сельскохозяйственными культурами. Они сочетались с полосами фруктовых деревьев. Центр сада занимали затейливые цветники и фонтаны. Композиция Измайлова – регулярные сады были островами в природной среде лужаек и рощ, окружавших смысловой центр – красочный дворец на большом искусственном острове, образованном запрудами на речке серебрянке. Важной частью садов являлся зверинец, лежавший к западу от дворца. В нем держали зверей и птиц для забавы.
- Усадьбы с существовавшими ранее садами многочисленны – палаты Волкова, палаты Аверкия Кириллова в Москве; палаты Трубинских, палаты Поганкиных во Пскове и др.
- Монастырские садово-парковые комплексы – древнейший сохранившийся к началу 20 в. - Ярославский Толгский монастырь, сад с кедровой рощей 16 века. В ее центре находилась площадка «12 апостолов», окруженная подковообразным водоемом. В монастыре был аптекарский сад.
- Садово-парковое искусство России 17 века в значительной степени подготовило расцвет русской ландшафтной архитектуры в 18 -19 вв. Накопленный опыт устройства садов, соответствующих традиционному укладу жизни России, был спроецирован на новые планировочные идеи, пришедшие из Европы.

Русская ландшафтная архитектура первой половины 18 века.

- активное включение России в общеевропейский процесс развития культуры. Проникновение художественных идей Запада.
- Петербург – первый в мире город с регулярным планом, с принципиально новой эстетикой обширных городских открытых пространств. Новые идеи «французского» регулярного парка органично переплетались с уже существовавшими традициями городского и усадебного строительства.
- феномен русской усадьбы получил мощный импульс для дальнейшего развития.
- формирование нового типа городской усадьбы.
- от 17 века русская барочная усадьба унаследовала активное включение церкви в структуру ансамбля. Утвердился обычай иметь из окон дворца или господского дома вид на широкую гладь озера (Кусково, Останкино), или на далекие перспективы речных долин (Архангельское).

Петербург.
- Строительство многочисленных городских усадеб в Петербурге. Усадьба князя Юсупова на Фонтанке.
- Образцовые проекты Леблона и Трезини. Перед домом, стоявшим фасадом на улицу, находился парадный двор – курдонер. За домом разбивался регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки. Такакя планировочная структура, ведущая свое начало от ландшафтных ансамблей Возрождения и барокко, прочно вошла в русский обиход, приобретя особый колорит. Усадебный дом, службы, сад и окружающий пейзаж позднее постепенно стали составлять в России органичный целостный ансамбль.Городские усадьбы Петербурга начала и середины 18 века варьировали идеи Леблона и Трезини, интерпретировавших барочные сады Европы.
- создание публичных садов. Проект планировки Васильевского острова – показаны три обширных сада с «французской» планировкой, с каналами, бассейнами и фонтанами. Один из них был осуществлен – у здания 12 коллегий в 1725 г. Летний сад – в основе сохранил барочный план и значительное число статуй. Сад впоследствии стал ядром большого зеленого массива в центре Петербурга.
- Загородные резиденции царей и высшей знати. Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум. Общее – террасное построение, наличие «верхнего» и «нижнего» садов, разделенных зданиями дворцов, наличие морских каналов, вдоль главных композиционных осей от моря к дворцам. Нижние сады выходили к берегу залива. Композиции по образцу работ Ленотра, Лево, мастеров итальянского Возрождения. Своеобразие в – природном окружении, близости моря, особенности строительных материалов, русских традициях в элементах декора.
Стрельна – однозначно барочная, регулярная композиция. Петергоф – первоначальное ядро – барочное (Верхний и Нижний парки с фонтанами), впоследствии окружено пятью ландшафтными парками. Ораниенбаум – барочные сады плохо сохранились.Царское село – органичное переплетение всех стилей и направлений 18, 19, 20 вв.

Москва.
- Аннегофский ансамбль на Яузе, включивший отдельные сооружения садов Петровского, Головинского и Лефортовского дворцов. Сад – с подчеркнуто геометрическим планом, площадью около 250 на, остался только в проекте на плане Мичурина 1739 г.
- 1720-е гг. – регулярный сад усадьбы Кусково (Ф. Аргунов, А. Миронов).
- 1760-е гг. – первый барочный сад Архангельского с партером.
- 1790-е гг. сад Останкинского дворца получил регулярный симметричный план.

Русская ландшафтная архитектура середины 18 – середины 19 века.

- эпоха классицизма, смена эстетических идей. На еще незаконченные дворцово-парковые ансамбли петровского и елизаветинского времени накладывались новые фрагменты екатерининского классицизма.
- формирование принципиально новых типов открытых пространств в городах.
- реализованные в Петербурге и его окрестностях новые идеи садово-паркового искусства распространились по всей территории России. Ведущим типом сада со второй половины 18 века стали усадебные сады.
- в городских усадьбах дом отделялся от улицы парадным двором – курдонером. За домом находился сад. Часто сад выходил на реку или завершался прудами. Загородные усадьбы имели аналогичную структуру, только к парадному двору вела не улица, а дорога, часто в виде достаточно длинной аллеи.
- конец 18 века – окончательное формирование типа русской усадьбы. В ее центре – усадебный дом, фланкированный хозяйственными постройками, огородами и хозяйственными садами. Усадебный сад начинался регулярным «французским» партером, примыкающим к дому и переходившим в «английский» пейзажный парк. Размеры и композиции усадеб варьировались бесконечно. В простейших из них «французская» часть могла обозначаться клумбой, а «английский» парк ограничивался расчисткой поляны перед домом, открывавшей вид на него.
- первые садовые руководства – труды В. Левшина, Н. Осипова, И. Лема. А. Болотов – основоположник садовой науки.
- Опыт Петербурга распространился по всей России. Широкие улицы и набережные, обсаженные деревьями, к рубежу 20 в. появились повсюду. Получили распространение типовые проекты элементов благоустройства – тротуаров, мостовых, шлагбаумов, будок, набережных, заборов. Благодаря этим проектам русские города в первой половине 19 века приобрели специфический «ампирный» облик и имели благоустроенные центры.
- 19 век – период интенсивного развития городских садов, бульваров и набережных, предназначенных специально для «гуляния» горожан. Вслед за первыми бульварами и набережными начали появляться городские сады в крупных городах. Они были относительно небольшими по размеру, но играли важную роль в формировании городских центров. В одних случаях они занимали городские площади (Калуга, Владимир), иногда их устраивали в системе старинных укреплений (Смоленск, Ярославль).
- в городах уделяли возрастающее внимание вопросам организации открытых пространств, их благоустройству.
- начало архитектурной обработки дорог. На важнейших магистралях Петербург-Москва, Петербург-Киев строили специально спроектированные почтовые станции.

Петербург.
Царское Село, Павловск, Гатчина
Система улиц, площадей, парков. Цепь пространств вдоль Фонтанки. Начало было положено Летним садом, к нему примкнуло марсово поле. Это ядро продолжили Михайловский (инженерный) замок с Кленовой аллеей, Михайловский сад с дворцом (Русский музей) и площадью Искусств. Завершается цепь ансамблей Театральной площадью с улицей Росси.
В композиции ансамблей важное место занимают набережные, мосты и ограды. Своеобразную характеристику получили набережные каждой из рек центральной части.

Москва.
Дом Пашкова (Баженов), Голицинская больница (Казаков), Кусково, Останкино, Архангельское, подмосковная усадьба Демидовых в Алмазове.
Первый бульвар в Москве 1775 г., на месте крепостных стен Белого города.

Провинция.
Усадьба Софиевка в Умани (конец 18-начало 19 в), имение украинского магната графа Ф. Потоцкого (арх. Л. Метцель).
Усадьба Завадовского Ляличи Брянской области (конец 18 века), арх. Львов.
Усадьба Знаменское-Раек Тверской губернии (1790-е гг., арх. Львов)
Богородицк Тульской области, дворец Бобринского,1780-е гг., Старов, Болотов.
Усадьба Василево под Торжком (Львов).
1813 г. Строительство благоустроенных набережных Ярославля.
Городской и Соборный сады в Калуге, Липки во Владимире, Лопатинский сад в Смоленске.

Hosted by uCoz