Градостроительные тенденции XIX века.
назад к оглавлению Вперед
2. Градостроительные тенденции 1830-х -1890-х гг.

Во второй половине XIX в. начался бурный расцвет промышленности и торговли: строятся фабрики и заводы, железные и шоссейные дороги, идет промышленное освоение Сибири и юга России, в хозяйственную жизнь вовлечены Закавказье, Бессарабия, Средняя Азия, Дальний Восток.
Очень быстро растут города. С 1863 по 1897 г. городское население России увеличилось в два раза и достигло 12 млн человек; число городов с населением более 50 тыс. возросло с 13 до 44. Это сказывается на характере культуры, буржуазная культура - культура городская. Развитие архитектуры связано преимущественно с урбанизацией, с уплотнением застройки городских центров, с растущим разнообразием видов деятельности и их дифференциацией. Складывается специфический «городской» образ жизни, отличающийся тем, что жизнь человека и его семьи очень сильно связана с жизнью города в целом: обслуживание, работа, общение концентрируются не в личном жилье (или хозяйстве), а вне его. Постепенно ускоряется темп жизни. Чаще и длиннее становятся переезды; в России строятся железные дороги, появляются первые пароходы.

2.1. Градостроительство в буржуазно-демократическую эпоху.

Российский город конца XIX в. очень отличается от своего предшественника классицистической эпохи. За шесть десятилетий, прошедших после «перелома» 1830-х гг., видоизменились не только типы, структура и облик зданий и сооружений, изменился в своих основных чертах архитектурный процесс в целом. Правительству императора Николая I еще удается контролировать градостроительную политику в стране, но после Крымской войны, и особенно в пореформенную эпоху, государственная централизация архитектурно-строительного дела прекращается.
В условиях частной (или муниципальной) собственности на землю уже невозможны крупные градостроительные мероприятия, не может идти речь о перепланировке всего города, как это было в екатерининскую эпоху, или о сносе крупных фрагментов городской застройки, как это сделал К. Росси при прокладке Театральной улицы в Петербурге. Следовательно, утрачивает силу генеральный план города — документ, предопределявший в классицистическую эпоху формирование пространственной среды на основе единого композиционного замысла. «Городское управление,— говорится в одном из постановлений Сената,— во избежание стеснения частной собственности не вправе воспрещать возведение построек на участках земли, предназначенных по плану города под улицы, площади...»
После долгого периода регламентации городское сообщество начинает как бы само формировать свою пространственную оболочку, руководствуясь глубинными социальными, экономическими и культурными мотивами, привнесенными буржуазно-демократической эпохой.
Бурный рост городов сопровождался дифференциацией городских территорий, отразившей рост социальных противоречий,— противопоставлением центра, где застройка отличалась высоким качеством, и неблагоустроенных окраин. Складываются промышленные зоны, опоясывающие города. Строительство фабрик и заводов, не сдержанное серьезной градостроительной регламентацией, приводит к тому, что исторические центры Петербурга, Москвы, уральских, сибирских, приволжских городов оказались в промышленном кольце, что и в настоящее время является препятствием для нормализации их градостроительного развития, причиной экологических конфликтов. В тяжелом положении оказались «города-заводы» Приуралья и Урала, где жилые зоны растут вокруг заводов (Невьянск, Ижевск и др.).

2.2. Пути реконструкции городов.

Созданная градостроителями-классицистами планировочная структура российских городов оказалась жизнеспособной. На этой основе развивается большинство российских городов после 1830 г., сохраняется сложившаяся сеть магистралей, композиционных связей, архитектурных доминант. Город нового поколения рос сквозь старую застройку (или вокруг нее), приобретая своеобразную историческую глубину. Наметилось два основных пути реконструкции.
Первый путь состоял в замене старых строений на новые, как правило, более крупные, многоэтажные, представительные. Нередко существующие здания включались в объем новых. Так, в Петербурге под эклектической застройкой невских набережных скрыты стены трезиниевских «образцовых» домов. Второй путь — заполнение пустот в городской застройке. Идет «приручение» городских речек с дикими берегами (их прячут в подземные трубы, как Лиговку в Петербурге или Неглинку в Москве), в городской черте постепенно исчезают пустыри и огороды, застраиваются площади.
Были раздроблены на отдельные участки, распроданы и застроены огромные дворцовые и усадебные сады Петербурга. Как гласил Строительный устав 1857 г., «городским обывателям предоставляется свобода разделить свои обширные места и дворы на части для продажи порознь без всякого к тому стеснения». Идет полноценное освоение внутриквартальных территорий. Результатом явилось резкое уплотнение застройки городских центров, которое сопровождалось сменой их функциональной роли. Административно-дворцовые центры XVIII — начала XIX в. превращаются в средоточие торгово-деловой жизни. Так, Китай-город в Москве, сохраняя средневековую планировку, быстро теряет мелкую застройку — здесь возводятся торговые дома, банки, гостиницы; другим крупным торговым центром стал район Кузнецкого моста (улицы Петровка, Неглинная, Лубянка и др.). На Невском проспекте в Петербурге находились половина всех банков, 24 (из 34) банкирских контор, страховые общества, крупнейшие магазины.
Технический прогресс, стимулируемый стремлением к комфорту, приводит к повышению уровня благоустройства, инженерного оборудования, транспортного обслуживания. Налаживается снабжение городов водой. Петербург до середины XIX в. пользовался водой из рек и каналов, а также колодцев; к 1860 г. левобережная часть города (до Обводного канала) была охвачена водопроводной сетью. Строится канализация (коллекторами служили реки и каналы). Масляное уличное освещение заменяется газовым, а в конце XIX в.— электрическим; тогда же появляются «конки» — рельсовый транспорт с конной тягой. В крупных городах в начале XX в. в домах уже есть лифты и телефон.



Hosted by uCoz