Градостроительные тенденции XIX века .
Назад к оглавлению Вперед
1.Градостроительные тенденции первой трети XIX века.

1.2.Типы зданий конца XVIII - начала XIX века.

В этот период строятся: административные здания —«присутственные места», суды, казначейства, городские управы, полицейские управы, «съезжие дома», пожарные части, каланчи и пр. (в столицах, кроме того,— сенаты, Синод, министерства, департаменты) ; общественные здания — дворянские собрания; научные и учебные — Академия наук, университеты (московский, казанский, дерптский и др.), Лицей в Царском Селе, институты благородных девиц, военные и инженерные училища, школы; Академия художеств, театры, библиотеки, музеи (например, Эрмитаж в Петербурге); медицинские и благотворительные здания (больницы, богадельни, сиротские дома); торговые, коммерческие, коммунальные здания (банки, биржи, гостиные дворы, лавки, склады); почтовые и транспортные здания — почтамты, почтовые станции, а также конюшни; армейские здания (казармы, манежи, госпитали, провиантские склады); промышленные объекты (кузницы, фабрики, заводы, мануфактуры); жилища в широком смысле (дворцы и резиденции, дворянские усадьбы и пр. жилье)

1.3. Общественные здания в системе городских ансамблей.

Особое место в архитектуре эпохи классицизма занимают крупные общественные здания, объемно-планировочное решение которых полностью подчинено идее целостного ансамбля. Сооружение таких зданий сопутствовало крупным градостроительным реконструкциям.

Церкви и соборы.

Строгий белый объем собора с торжественными портиками и полусферическим куполом, светлым, синим или золотым,— характерная примета среды классицистического города и важный элемент его композиции. При реконструкциях города церкви ставили, как правило, на освященных традицией местах, в новых городах располагали на главных площадях.
Силуэты храмов приобретали особое значение при относительной «горизонтальности» панорам рядовой городской застройки, которая состояла из зданий примерно равной высоты и почти не имела собственных высотных акцентов.
Сооружение церквей находится под государственным контролем (осуществляет его Синод). Естественно, на них распространяется практика регламентации (в начале XIX в. действуют утвержденные официально образцовые проекты). Самые крупные кафедральные соборы разрабатываются архитекторами Академии художеств, т. е. под непосредственным присмотром столичных учреждений.

1.4. Промышленные и складские здания.

Принципы построения архитектурного ансамбля и канон распространяются на проектирование промышленных и складских объектов, расположенных в городской черте. Как правило, эти объекты сохраняют сложившуюся в предшествующий период структуру «двора», скрывающего за великолепно нарисованным фасадом производственные процессы. Это позволило не только развивать в городской среде сложившиеся производства (даже с «непривлекательными» функциями), но и превращать их в украшения города (лесной склад «Новая Голландия», петербургский Скотопригонный двор).
Промышленные объекты, строившиеся на фабричных и заводских территориях, первоначально имеют характер утилитарной оболочки без архитектурных претензий. В конце XVIII — начале XIX в. начинается процесс приведения промышленной застройки к правилам архитектуры. Наконец, в начале XIX в. был создан институт заводских архитекторов, началась разработка образцовых проектов. Трудами заводских архитекторов производственные комплексы упорядочивались не только функционально, но и композиционно — по законам классицистического канона и с использованием ордерных форм. Эта сфера строительства составила важную страницу в истории русского классицизма.
В промышленном строительстве началась отработка методов конструирования большепролетных металлических конструкций. Рациональная конструкция, рождающаяся в заводских цехах, вскоре займет видное место в формировании архитектурного пространства гражданских зданий.



Hosted by uCoz