Градостроительные тенденции XIX века.
Назад к оглавлению Вперед
1.Градостроительные тенденции первой трети XIX века.

1.1.Развитие городов в эпоху классицизма. Петербург, Москва, провинция.

В истории градостроительства эпохи классицизма следует выделить две основные линии: первая реализована в Петербурге — крупнейшем городе, в котором создается законченная урбанизированная среда, вторая — в Москве, дольше сохраняющей индивидуальный подход к застройке ансамблей и рядовых улиц, и в губернских и уездных городах, которые только в конце XVIII в. проходят через генеральное планирование. Градостроительство, планировка, реконструкция городов находятся под государственным контролем.
В этот период больше внимания уделяют утилитарной стороне городской жизни. Начинается зонирование городских территорий, здесь действуют санитарно-гигиенические соображения (вынос на периферию города боен, кузниц, кладбищ) и социальная дифференциация (из центров вытесняются «бедные» строения). Существеннее становится размах работ по благоустройству и инженерному обеспечению города; предпринимаются работы по устройству набережных, мостов, городскому освещению, мощению, обеспечению водой и пр.
Функциональная сторона архитектуры еще не занимает особо ни заказчика, ни архитектора. Конструкции традиционны (за редкими исключениями), их использование целиком подчинено образным задачам. Ведущий метод проектирования — «снаружи — внутрь», от целого (в том числе от градостроительной ситуации) — к планировке и деталировке. Этим обусловлена целостность классицистической среды, построенной по законам ансамбля.

Петербург.

Застройка города к началу XIX в. была еще сильно разрежена. В первой четверти XIX в. началось градостроительное преобразование городского центра: достройкой «пробелов», урегулированием застройки, возведением новых крупных объектов, таким образом было обеспечено архитектурное единство и созданы великолепные классицистические ансамбли.
Подход к городу как к ансамблю был декларирован указом об учреждении Комитета строений и гидравлических работ (1816), которому надлежало действовать, «взяв, с одной стороны, правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу, а с другой — выгодное расположение, прочность и безопасность, как собственно каждому строению принадлежащую, так и соседственную...»
В первой трети XIX в. завершилось формирование системы ансамблей в центре классицистического Петербурга – Дворцовой площади, Сенатской площади, Адмиралтейской площади, Исаакиевской площади, ансамбля Михайловского дворца, Михайловского замка, Казанского собора, Марсова поля, стрелки Васильевского острова, Александрийского театра. В период завершения пространственной композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, синтезируются архитектурные искания всего XVIII века (от регулярного плана к пространственной композиции).
Закрепилось значение реки как основной композиционной оси городского плана. Застройка центральных площадей с исключительной силой подчеркнула осевое значение Невы в архитектуре города. Система трех площадей, переходящих одна в другую и образующих единую главную площадь вдоль берега, — площадь, к которой сходятся главные лучевые магистрали города, — создала исключительный по своей архитектурной и масштабной силе центр столицы. Река явилась не только осью центрального ансамбля, но и важнейшим элементом городского пейзажа, его составной частью, иногда — фоном для больших архитектурных перспектив, иногда — передним планом для обширных пейзажных панорам. Масштабами водной магистрали определились и масштабы городской застройки — размеры громадных центральных площадей, широких набережных, длиннейших прямых проспектов. Река, направление ее фарватера, громадные открытые пространства, создаваемые ею в центре города, оказали прямое влияние и на формы центрального архитектурного ансамбля Петербурга. Тройная площадь, тянущаяся от Зимнего дворца до здания Сената и Синода, — представляет по своему очертанию и по своему масштабу как бы повторенное на берегу русло многоводной реки. По периметру этой площади, вокруг нее и в непосредственном соседстве с ней оказались сосредоточенными здания исключительной монументальной силы и архитектурной значимости. Это сочетание мощного природного фактора с предельной концентрацией архитектурных форм создало в Петербурге исключительный по своей мощи архитектурный массив городского центра.
Построение петербургского центра носит ярко выраженный пространственно-пейзажный характер. Основное воздействие в архитектурном окружении оказывают пейзажные перспективы. Человек все время находится внутри обширной панорамы, раскрывающейся то одним отдаленным планом (вид на стрелку Васильевского острова с набережной и мостов), то несколькими планами с чрезвычайно сильными задними «кулисами» (вид на Сенатскую площадь и собор св. Исаакия с противоположного берега Невы), то как прямая перспектива, ориентированная на определенный архитектурный массив (вид на Петропавловскую крепость с набережных, вид на Адмиралтейскую башню с центральных проспектов). Обширнейшее пространство Марсова поля, с его разнообразными чисто пейзажными перспективами на Инженерный замок, на Михайловский и Летний сады, характерно своей архитектурной организованностью; это пейзаж, созданный архитектурой.

Москва.

Архитекторы относились к Москве как к целостному ансамблю, подлежащему урегулированию с учетом сложившейся структуры. В конце XVIII в. разрабатывается несколько генеральных планов Москвы, основанных на фиксации старой столицы в планиметрическом аспекте («план Горихвостова») и с учетом застройки («фасадический план» Москвы работы М. В. Казакова с помощниками запечатлел более 500 лучших казенных, частных и церковных строений). В 1806—1808 гг. составляется на основе инструментальной съемки генеральный план города и к нему «перспективные разрезы» с видами выдающихся зданий, что свидетельствует о сознательном учете их роли.
После Отечественной войны 1812 года открылись новые возможности для преобразования уничтоженной пожаром старой столицы. Московская Комиссия отвергла разработанный В. Гесте по указу Александра I генеральный план, предполагавший пробивку новых магистралей и устройство огромных площадей (что было вполне осуществимо и отвечало общей направленности градостроения). Комиссия разработала свой план, принципиально сохранявший структуру города и те тенденции развития, которые сложились до пожара. В частности, идея создания парадной зоны вокруг Кремля была реализована в проекте Театральной площади, в реконструкции Красной площади, в устройстве Александровского сада. Изменился характер застройки улиц, где все чаще практикуется вынос строений на красную линию (но не «сплошной фасадой»). Но все же Москва сохранила известную интимность рядовой застройки с небольшими особняками, зеленью садов, кривизной переулков, являя собой ощутимый контраст со слитным, прямолинейным, монументальным Петербургом.
Если основой петербургской архитектуры были синтезирующие городские ансамбли, то в Москве классицизм проявил себя прежде всего в «малом мире», в мире отдельного жилого дома, особняка, городской усадьбы. «Регулярность», управлявшая развитием Петербурга, не довлела над Москвой. Регулирующая сила классицизма мало повлияла на городские комплексы, но глубоко проникла в организм городской усадьбы и городского дома, проявилась в своеобразном отборе типов городского жилого дома. Типовое начало имело глубокие корни во всей строительной практике этого времени. Застройка жилых кварталов центра, окраин и Замоскворечья не обходилась без типовых образцов.

Губернские и уездные города.

Более 400 городов, т. е. почти все русские города, получили в конце XVIII — начале XIX в. новые генеральные планы. Общий смысл реконструкций сводился к следующим правилам: город должен быть «регулярен», симметричен, иметь обширные правильные площади и прямые широкие улицы. Универсальность подхода сочеталась с вниманием к исторически сложившейся структуре городов, что позволило каждому городу сохранить свой «генетический потенциал». В этом, видимо, секрет поразительной жизнеспособности планировок, заданных в конце XVIII — начале XIX в.: как правило, они сохранились в качестве основы развития городов до наших дней, если в дальнейшем не стали жертвами насильственных новейших реконструкций.
Композиции генпланов строились на основе двух «сеток» — лучевой (как вариант радиально-кольцевой) и прямоугольной. Как правило, при наложении этих сеток на существующую структуру города удавалось в основном сохранять последнюю; сохранялось главенство старого центра (кремля или площади), новые улицы более или менее точно ложились на направления старых дорог, что, в свою очередь, органически связывало планировку города с рельефом и акваториями. Характерно сочетание четкой схемы уличной сети со свободной застройкой. Это сочетание позволило каждому городу приобрести признаки «петербургской» регулярности, сохраняя в то же время нетронутым природный пейзаж (непосредственный переход архитектуры в природный ландшафт).
В небольшом городе Тихвине основные улицы, проложенные под прямым углом, почти точно легли на пересечении старых Московской и Новгородской дорог, обширная прямоугольная площадь осталась на месте прежней Торговой. Как и во многих других городах, опорными точками при перепланировке здесь стали места расположения храмов. В обычае было не менять место церкви при ее перестройках. Таким образом, новые города наследовали не просто прежний пространственный порядок, но масштаб, человечность, живую связь с природой.
Более свободны были градостроители, создающие новые города, в частности в Причерноморье. Здесь действовали те же принципы регулярно-ландшафтного подхода. Так сложились Одесса, Николаев, Севастополь, Полтава, Екатеринослав и др.
Специфический характер имели промышленные города, растущие на Урале. Здесь центром городской структуры является завод. Близ завода размещались заводоуправление и церковь. Остальная часть города являла собой рабочую слободу, как правило, с неблагоустроенной застройкой.
В развитии русских провинциальных городов существует ряд слабых сторон городской культуры: отсталость городской техники, благоустройства, строительного качества основной массы городских построек.



Hosted by uCoz